Секретарь ЦИК России Майя Гришина: К 2021 году цифровые участки на выборах могут создать по всей России

Спецтерминалы, которые были впервые использованы в этом году в ходе единого дня голосования, создают в России новый рынок для бизнеса — сразу несколько отечественных компаний готовы производить машины для голосования на цифровых участках, которые к 2021 году должны покрыть всю территорию нашей страны. О том, какие еще технические новшества могут появиться и как изменятся выборные законы, в том числе и касающиеся сбора подписей за выдвижение кандидата, «Парламентской газете» рассказала секретарь ЦИК России, заслуженный юрист РФ Майя Гришина.

– Майя Владимировна, в этом году в Москве и еще 20 регионах был проведен эксперимент по голосованию на цифровых участках. Как оцениваете это ноу-хау?

– Нам еще предстоит обобщить его результаты. Но уже сейчас мы можем констатировать, что не получили ни одной жалобы по голосованию на таких участках.

– Глава ЦИК России Элла Памфилова заявила журналистам, что в России готовы создать пять тысяч цифровых участков к 2021 году. Означает ли это, что ими будут охвачены все регионы России?

– Именно так. Это очень важно: каждый гражданин России, который зарегистрирован на портале «Госуслуги» и находится вне своего дома по служебной надобности или на отдыхе, получит возможность проголосовать.

– Данный проект потребовал создания новой машины для голосования — сенсорный терминал аккумулирует итог голосования конкретного избирателя в электронном виде для передачи его в избирком. Это отечественная разработка?

– Да, конечно. Как и другие, связанные с экспериментом, новые разработки — например, автоматизированное место работы на участковой избирательной комиссии для приема данных цифрового голосования, а также спецтерминал, с помощью которого можно познакомиться с биографией каждого из кандидатов на выборах. Замечу, что сегодня на рынке производства новых терминалов уже готовы работать сразу несколько российских компаний.

– Известно, что один из крупных банков уже открывает свои офисы, где работает всего один сотрудник, а все остальное делают роботы. Цифровые участки для голосования могут превратиться в нечто подобное?

– Без людей в нашем случае обойтись будет невозможно. Члены избиркома, наблюдатели необходимы, чтобы свидетельствовать — человек реализует свое право выбора добровольно и в режиме тайного голосования.

– Именно присутствие людей в ходе голосования отличает цифровое от электронного голосования (ЭГ), при котором человек может участвовать в выборах, вовсе не приходя на участок. Электронное голосование впервые прошло на трех участках в столице при выборе депутатов Мосгордумы. Как вы оцените его итоги и перспективы?

– В отличие от ситуации с работой цифровых участков на итоги электронного голосования Мосгоризбирком получил-таки жалобу от одного из кандидатов на московских выборах. Это, впрочем, не отрицает того, что дистанционное голосование имеет свои очевидные плюсы. Например, не надо развертывать «на земле» избирательные участки, человек может голосовать даже из-за рубежа, что невозможно при цифровом голосовании. Из минусов можно назвать невозможность традиционного наблюдения за организацией голосования. И нет гарантии, что гражданин делает свой выбор свободно, без давления извне.

В этом году нами инициированы научные исследования, которые должны дать компетентную оценку возможных рисков и угроз при голосовании с использованием Интернета. Итоги мы планируем получить до конца 2019 года. Мы уверены, что это поможет нам выбрать правильное направление развития проекта «Мобильный избиратель».

– Насколько остро стоит в России проблема безопасности персональных данных при голосовании через Интернет?

– Этим летом Мосгоризбирком проводил серию проверок на уязвимость электронного голосования — в Москве, к примеру, они проходили четыре раза. Причем предлагали премии тем, кто взломает систему, но сделать это никто не смог, а выявленные в ходе тестирования недостатки были устранены.

– Каждое новшество, касающееся выборов в России, поднимает тему корректировки законодательства. Вы активно сотрудничаете с парламентариями, знаете нюансы законодательной работы — что, на ваш взгляд, может быть скорректировано в избирательном праве РФ?

– Практически все вопросы в данной сфере урегулированы, но уточнения некоторых норм не исключаются. В частности, это касается процесса сбора подписей за кандидата — разные эксперты сегодня предлагают дать возможность подавать такие подписи в электронном виде. При этом учитываться могут только подписи граждан, имеющих подтвержденную запись на портале «Госуслуги».

Также считаем, что нормы сбора подписей должны стать более понятны. Если подпись выбраковывается — это не придирки, это означает, что выявлен признак ее подделки. Если подпись не учтена — значит, она была подана позже установленных сроков. Вот эта суть процесса в какой-то степени сегодня ушла из закона, и сегодня стоит еще раз проработать формулировки, касающиеся сбора и учета подписей.

– Нормы законов, касающихся использования цифровых форм участия в процессе голосования в РФ, прекратили свое действие — они распространялись лишь на сроки проведения эксперимента. Когда могут быть приняты новые законы?

– Если будет признано, что эксперимент прошел успешно (заключение о его итогах в ЦИК РФ ожидают к концу декабря. — Прим. ред.), то все нормы, о которых вы упомянули, должны быть введены в базовое законодательство РФ. Думаю, что реальные сроки для появления новых законопроектов — начало следующего года.

Добавить комментарий